«Покайтесь, ибо конец уже близок»!

«Покайтесь, ибо конец уже близок»!

«Мы все умрём, это конец! Вначале они убили Минольту и Конику, потом Самсунг, теперь Олимпус. Кто следующий? Никто не выживет!», - шептал человек в рваном пальто, передвигаясь нервными рывками среди толпы туристов, прогуливавшихся по оживлённому городскому проспекту.

Его нечёсаные волосы сбились в грязные колтуны и при каждом движении били его по лицу, словно крылья раненой птицы. Он хватал прохожих за руки. Он непрерывно потрясал громоздким зеркальным фотоаппаратом с огромным белым телевиком, понуро повисшим на чахлой груди. Вид его был подобен облику Христа, несущего свой крест на Голгофу, но, в отличии от Христа, никто не сочувствовал ему. 

«Покайтесь, ибо конец уже близок!», - кричал он. Но туристы только улыбались и снимали, снимали его на свои смартфоны с двумя, тремя, десятью объективами и смеялись, смеялись…

Привет, друзья! Вам никогда не снились подобные апокалиптические кошмары? Вы не просыпались ночью в холодном поту, представляя, как всё ваше драгоценное фотооборудование обесценивается и превращается в никому ненужный хлам, но, что ещё страшнее, все снимки, сделанные с его помощью перестают нравиться завсегдатаям соцсетей, и они больше не ставят под ними лайки. Никто не постит, не шерит и не комментит их? Брр! Ужасающая перспектива, впору пойти и напиться!

Но есть и то, что пугает больше чем сны и предчувствия мрачного будущего. Оглянитесь вокруг! На рекламных баннерах печатают снимки с телефонов! Iphone занимает первое место в рейтинге камер на фотохостингах! Кого ни спроси в соцсетях, они не знают, что такое боке!!! Это конец, у фотографии нет шансов выжить! Нас всех заменят телефонами…

Оставить панику! Ваша коллекция мануальных линз вам ещё пригодится! И вовсе не обязательно немедленно посыпать голову пеплом и уходить в монастырь. Погодите с этим, ещё успеете.

Давайте разберёмся в том, что же собственно происходит на рынке фотооборудования? Без диких воплей и припадков, спокойно попытаемся понять природу происходящего и возможные перспективы развития нашего любимого увлечения. Хотя сама фотография как раз в полной безопасности. Ничего с ней не произойдёт, во всяком случае в обозримой перспективе, а вот некоторые производители фототехники вполне могут уйти в историю. Что недавно и произошло, к несчастью, с Олимпусом. Так почему пал Олимпус и стоит ли нам ждать новых потрясений?

Начнём издалека. Любые события становится проще понять, если ты рассматриваешь их не с близкого расстояния, а с дистанции, хотя бы в несколько десятилетий. Как известно (к сожалению, не всем) главная задача истории заключается в том, чтобы предостеречь нас от ошибок прошлого в будущем. И, как показывает опыт, она никогда не могла, толком, справиться с этой задачей. Тем не менее, взглянуть на ретроспективу ближайшего столетия и поискать в ней аналогии происходящему вполне посильная задача. Тем более, что эти самые аналогии мы там отыщем без особых усилий.

Необходимые нам события мы найдём в XX веке, причём происходили они четырежды! Описывать эти революционные изменения я буду крайне просто, конспективно, ведь рассматривать их досконально просто нет нужды. Я полагаю, что вы о них что-то слышали или читали.

Первой технической революцией стало появление Лейки, первой компактной дальномерной камеры под узкоформатную плёнку. Вскоре она обзавелась и сменной оптикой. Этот, сугубо технический, прорыв преобразил фотографию. Особенно расцвела фотожурналистика. Можно уверенно сказать, что если бы не появление Лейки, то не было бы ни Картье-Брессона, ни Капы, ни «Магнум-фото». Старые форматные и складные камеры начали уходить с массового рынка и из журналистики.

Вторая техническая революция произошла после Второй Мировой и вывела на авансцену мировой фотоиндустрии привычные нам однообъективные зеркальные камеры. Все известные нам имена производителей фототехники: Кэнон, Никон, Минольта, Олимпус, Пентакс - это имена, которые зазвучали именно в ту эпоху. Что дала эта революция индустрии? Привычную нам сегодня эргономику и стиль использования камеры. Самый очевидный её вклад это, конечно, телеоптика. Нет, она применялась и на дальномерных камерах, но далеко не такая мощная и удобством её использования даже не пахло. Эпоха господства дальномерных конструкций на массовом рынке также подошла к концу. Изменились и стандарты среди профессионалов фотографии.

Третьей революцией стало внедрение электроники и автоматики в конструкцию камер. Помните плёночные мыльницы из 90-х? Созданные по принципу «навёл и нажал». Уверен, что фотографии с них (с характерной засветкой от встроенной вспышки) до сих пор украшают домашние фотоальбомы большинства моих ровесников. Автоматика позволила мыльницам стать удобным инструментом для ежедневного использования, облегчила работу профессионалов и позволила фотографии стать, по-настоящему, доступным хобби. Ведь теперь требовались минимальные знания и усилия, чтобы снять что-то резкое и более-менее правильно проэкспонированное. А ещё в фотографию ворвался автофокус. Тот самый, который довела до ума Минольта. Это было действительно эпохальное изобретение изменившее подход к технике фотографирования.

Последним крупным «тектоническим сдвигом», постигшим фотографию в XX веке, стало появление цифровой фотографии. Несмотря на убеждённость многих молодых (и не очень) фотографов, её становление произошло ещё в 90-е годы XX столетия. А не в нулевые XXI-го. В нашей стране в 90-е многим было не до новинок фотоиндустрии. Но цифровые мыльницы (ставшие первыми по-настоящему успешными цифровыми камерами) и DSLR появились на рынке ещё в последнем десятилетии XX века.

Подведём короткий итог всем перечисленным мною революциям. Каждая из них меняла фотографию, некоторые практически до неузнаваемости, но что в итоге? Вы думаете, что карданная или полевая камера стала в наши дни музейным экспонатом? Вынужден вас сильно разочаровать. Их не только активно используют, например, наш соотечественник маэстро амбротипии Миша Бурлацкий.

LXrxI9rtN72a3HPeEsKXUeEMCLQ2JtwqNx4KCQoz.jpeg

Их ещё и производят. Причём как под плёнку, так и под цифровые задники и стоят такие камеры тысячи и десятки тысяч долларов. И они пользуются стабильным спросом.

pPqM0LUAJGOqPHzE2XKGaCh39LJyuEytgz2iRjWY.jpeg

Но и это ещё не всё. Не хотите ли приобщиться к наследию Картье-Брессона? Пожалуйста! Новенькая плёночная дальномерка LEICA MP ждёт вас. И стоит недорого, каких-то 337 500 рублей!

PhjmY8gknLjB95bt9CX1eEVVWpBQnjtN7RHlVxan.png

Если вы ещё не поняли, куда я клоню, то я сформулирую свою мысль проще. Старые технологии в фотографии не умирают, они становятся нишевыми. Ещё совсем недавно можно было приобрести и нового двухобъективного динозавра от Rollei и среднеформатную Mamia, но в их нише замечательно прижились и расцвели цифровые технологии. А вот купить новую плёночную дальномерку – пожалуйста. И нет никаких гарантий, что через пару десятков лет кто-то не начнёт мелкосерийный выпуск клона того же Hasselblad 500C. Потому что на него будет спрос. Пускай он и не будет массовым.

Новое не просто заставляет старое умирать, оно или видоизменяет его или делает малораспространённым, продуктом для немногих. Как это и произошло с форматными камерами. Но пока есть спрос, производители будут реагировать на него. Так что нет смысла выкидывать старую технику или нести её в металлолом, она вам ещё пригодится и не всегда понятно, когда и как.

Напомню вам о том, что 10 лет назад шикарные объективы Zeiss под узкоплёночные камеры Contax стоили на интернет-барахолках сущие копейки. Но с появлением современных беззеркалок положение кардинально изменилось. Ещё бы, ведь эту оптику снова можно использовать на новейших камерах!

Подведём некий итог. Никакого «конца», в обывательском понимании, у фототехники не бывает. Если система или тип камеры подходит к своему закату, то это не всегда означает её полное исчезновение и, что совершенно точно, процесс этот совсем не быстрый (здесь самое время расслабиться фанатам Олимпуса, лет 10 у вас ещё точно есть). Всё, что мы наблюдаем сейчас на рынке фотооборудования - это естественный процесс развития технической базы фотографии и грустить о ушедшем или посылать проклятия на чью-то голову, как минимум, непродуктивно. Прогресс - это упрямая вещь, вы можете его замедлить, но остановить его не получится. Замена плёночных камер цифровыми и замена цифровых компактов смартфонами - это такой же естественный процесс, как замена парового двигателя двигателем внутреннего сгорания или керосиновой лампы электрической. Да, многим людям по-прежнему нравятся паровозы и винтажные лампы, но использовать их в быту, почему-то, никто не рвётся. 

Есть у всего происходящего и ещё один аспект, о котором вообще говорить среди фотолюбителей не принято. В нынешнем кризисе, производители фототехники виноваты сами. Вы не ослышались. Такова логика развития капиталистической экономики, периоды роста в ней сменяются периодами катастрофического спада и вот на этом моменте мы всё же остановимся подробно.

XmEvmftTTihrTtIpCBI7g5CJYK1hvYtb5du711dM.png

Подробно вглядитесь в приведённый выше график, это картина производства фотокамер во всём мире с 1947 года по 2014 год. Голубым цветом отмечены простые цифровые камеры, синим «мыльницы», зелёным зеркалки, а красным беззеркальные камеры. Серым цветом на графике выделены плёночные камеры всех типов. Это очень наглядный и полезный график, благодаря которому мы можем очень многое понять. Как видите, такого невероятного роста количества камер как тот, что начался в 1999 году с массовым распространением цифровых мыльниц история фотографии ещё не знала. При этом рыночная доля «профессиональных» систем росла далеко не так быстро и по отношению к количеству мыльниц совсем не впечатляет. Но росла и она, и рост этот начался в 2003-2005 годах, с появлением доступных цифровых зеркалок начального уровня. Но что произошло в 2011 году? Почему от экспоненциального роста рынок перешёл к беспрецедентному, практически отвесному падению? Ответ на этот вопрос нам даст ещё один график.

xN9hH26T7Sjd3mFBaayxivisuvU1QdZGgAPkNDO8.png

Идея вставить в мобильный телефон цифровую камеру, практически одновременно посетившая головы инженеров по всему миру была не просто гениальной. Она изменила фотографию. Мы просто ещё не осознали насколько. Я и сегодня с теплотой вспоминаю свою первую цифровую камеру. Это был SonyEriccson K750. Да, двухмегапиксельный камерафон, который не просто убедил меня в том, что цифровая фотография имеет право на жизнь, но ещё и верой, и правдой служил мне в качестве мыльницы. И, в отличии от «Зенита», он всегда был со мной! Изменилось ли моё отношение к фотографии после этого опыта? Несомненно! Изменилась ли сама фотография? Нет, нисколько.

Становление мобильной фотографии произошло очень быстро и пускай оно ещё не полностью завершено, но его результаты уже очевидны. Всего за десятилетие, которое прошло от появления первых неуклюжих серийных камерафонов до презентации Iphone и смартфонов на Андроиде, телефоны с камерами составили конкуренцию цифровым мыльницам. Но, по-настоящему, всё изменилось с появлением Ipnone, как бы ни хотели это признавать оппоненты Apple, именно с появлением первого «яблочного» смартфона произошёл взрывной рост популярности этого класса устройств. Собственно, из-за этого и начали падать продажи цифровых мыльниц в 2011 году. Произошло нечто похожее на бешеный рост популярности узкоплёночных фотокамер с появлением первой Лейки, только с поправкой на изменившийся уровень технологий и больший масштаб рынка. Несмотря на относительное отставание нашего рынка от рынков развитых стран, даже у нас стремительный рост рынка смартфонов прослеживается со всей очевидностью.

uFwR1qNDDrdmFfuiVbUT10D0B8aBOWQ481GmzoZj.png

Так что же произошло с рынком фототехники? Рост популярности цифровых мыльниц был следствием начавшейся «цифровой революции» и огромного прогресса в автоматизации фотокамер. Как только персональные компьютеры и Интернет стали массовым явлением о приобретении фотокамеры задумались даже те люди, которым она ранее казалась излишеством.

Простота в использовании и возможность быстрой публикации, передачи и обработки цифровых снимков сослужили рынку фотокамер «медвежью услугу». В индустрию неудержимым потоком хлынули компании-однодневки и производители бытовой электроники. Именитые производители фототехники использовали «тучные» времена вовсе не для повышения расходов на разработку новых технологий, а на бесконечное расширение своих товарных линеек. Были конечно и исключения из этого правила, например, Сони выкупила отделение фототехники у КоникиМинольты, как раз на фоне ошеломительного роста продаж своих мыльниц. В компании решили, что будет неплохо закрепиться и в сегменте зеркальных камер. А ещё был альянс Micro4/3, но о нём и его судьбе мы поговорим немного позже.

Поэтому в том, что рынок фототехники стремительно падает уже десятилетие вообще нет никакой трагедии. Это не следствие всемирного заговора, это следствие его «перегрева» во времена бума цифровых технологий. Сейчас он просто возвращается к своей «нормальной» ёмкости.

jCF0rm7nXQYjCmrn0IWmwVZfLmviTZlQXK3Ro8ph.png

 На приведённой выше диаграмме чётко видно, что основное сокращение продаж пришлось именно на мыльницы. Камеры со сменной оптикой тоже стали продаваться реже, но здесь следует приять во внимание уже другой фактор, который мы пока оставляли «за скобками».

Я говорю про глобальный экономический кризис. Тот самый, что начался в 2008 году с падения рынка ипотечных обязательств и продолжается до сих пор. Да, я понимаю, что для многих из вас это новость, но кризис 2008 никуда не исчез и его последствия тянутся уже второе десятилетие. А что вы собственно думали? Что безудержная печать новых долларов, евро и йен чем-то помогла мировой экономике? Нет, она просто смягчила течение кризиса, но коронавирус вскрыл все законсервированные проблемы и мы, всей планетой, вновь оказались там, где и были – на краю пропасти.

Дела для рынка фототехники обстоят совсем не радужно именно потому, что для него совпали, собственно, экономический кризис и бум рынка смартфонов, уничтоживший продажи цифровых мыльниц. Встретились, как говорят биржевики, два нисходящих тренда. Вы не поверите, но смартфоны принято относить к товарам, которые человек может себе позволить даже в кризис, тем более, что их жизненный цикл намного короче, чем у фотокамер. А вот фототехника — это явно то, на чём в трудные времена можно сэкономить. Так что рынок коллапсирует, сжимаясь намного быстрее, чем мог бы, если бы ему не предшествовал невиданный в истории рост продаж. 

Крупные компании с большим запасом прочности смогут пережить этот кризис. Например, Кэнон несёт огромные убытки несколько лет подряд, что и неудивительно, учитывая падение рынка. Но это ещё не поставило компанию на грань выживания. А вот с Олимпусом вышло иначе. И здесь причина не только в том, что Кэнон — это гигантская компания с активами в почти 5 триллионов долларов, а у Олимпус их едва набирается на триллион. Дело ещё и в том, что Олимпус неправильно распределил свои ресурсы и сделал ставку на неправильный формат. В условиях возникшего в результате падения продаж дефицита финансов и времени, он упустил возможность изменить ситуацию.

И пока фанаты Олимпуса не вышли из чата, я должен дать необходимые пояснения. Не только экономический кризис и появление смартфонов являются факторами, определяющими будущее рынка фототехники. Есть ещё одна, не менее важная составляющая, это смена технических эпох в самой фотоиндустрии. Цифровая революция, абсолютно закономерно, завершается созданием по-настоящему цифровой фотокамеры, и эта роль сейчас отведена беззеркальным камерам со сменной оптикой, или как их называют на Западе, MILC.

Сейчас мало кто вспоминает об этом, но настоящим пионером беззеркального рынка был альянс Micro 4:3, да, да.  Тот самый Олимпус и Панасоник! И первой серийной беззеркалкой стал выпущенный в 2008 году Panasonic Lumix DMC-G1.

aKzEoidSQlDGJIlLa38n0F9W7jV0jGIjuFssEv8o.png

Это потом были NEX от Сони, EOS M от Кэнон, и Nikon 1 сами догадайтесь от кого. А первопроходцами технологии стали компании, отошедшие сейчас на второй план. И это вовсе неудивительно. Давайте вновь поищем аналогии в прошлом. Первую удачную камеру с пентапризмой разработал Пентакс, но основные лавры от продаж таких камер получил Никон. Первая успешная система автофокуса была разработана Минольтой, но номером один на рынке автофокусных технологий стал Кэнон. Понимаете, в чём соль? Тяжелее всего выводить на рынок новую технологию. Просто потому, что ты первый и никто в мире не может тебе подсказать, где ты допустил просчёт, что именно надо исправить или изменить в твоём устройстве. Как гласит народная мудрость: «Последняя удача лучше первой». Собственно, это, на мой взгляд, и предопределило крах Олимпуса. Компания стала первопроходцем на рынке беззеркальных технологий, и когда остальные игроки изучили её опыт и учли её ошибки и пошли дальше, создав более совершенные и привлекательные для покупателей беззеркальные системы, Олимпус продолжал, образно говоря, топтаться на месте.

Недавно целый ряд изданий опубликовал гневные статьи с чётко прослеживающимся общим посылом, что единственной причиной ухода Олимпуса с рынка фототехники стал исключительный успех смартфонов. Но это слишком примитивное объяснение и, на самом деле, оно создаёт больше вопросов, чем даёт ответов. Сейчас все производители несут убытки, смартфоны отняли значительную часть выручки у всех без исключения. Но первым разорился именно Олимпус.

На мой взгляд, причина этого краха заключается в том, что начав первым и выбрав для старта удобный, на существовавшем тогда уровне технологий, формат Micro 4:3, компания так и не смогла вовремя понять, что он слишком быстро устарел и растерял в глазах потенциальных покупателей свои преимущества. 

Кто бы и что ни утверждал, как бы ни расписывал преимущества системы Олимпус и, в целом «Микры», но победителя определяют покупатели и они свой выбор сделали.

lweWh4bR7E2f54vJHChpX7ZHUs7fdbcGcWhpfkfc.png

Посмотрите на этот рейтинг. Это распределение производителей по продажам беззеркальных фотокамер со сменной оптикой на японском рынке. Публикует его крупнейшая в Японии прокатная фирма BCN Rentail. Он не самый точный и объективный, но даже он чётко показывает вполне понятную тенденцию. Покупатели начали отказываться от беззеркалок Олимпуса и выбирать камеры других производителей даже на домашнем рынке, где Олимпус всегда был очень популярен. Произошло это не сегодня, что и доказывает другой график от той же компании BCN Rentail.

OY4NkF3Td2B3a3Kn4nnXeGcd9OSxAIWfo0xQoPqj.png

Это сравнение продаж беззеркальных камер в 2017 и 2018 годах и на нём чётко видно, как обозначенные красным цветом камеры стандарта MFT быстро уступают обозначенным зелёным цветом полнокадровым беззеркалкам. Мог ли Олимпус избежать краха? Мог. Но для этого надо было реагировать намного раньше и попрощаться со своими заблуждениями относительно перспектив формата Micro 4:3. Что собственно и сделал Панасоник, представив свою собственную полнокадровую беззеркальную линейку. 

В условиях стремительно сокращающегося рынка камеры стандарта Micro 4:3 перестали быть отличной альтернативой зеркалкам. И в первую очередь потому, что сами зеркалки стали никому не нужны. А с полнокадровыми беззеркалками, пришедшим на смену громоздким зеркальным камерам этот формат тягаться, увы, не смог. Самый слабый погиб первым. Это не только закон джунглей, это ещё и закон рыночных отношений.

А делать что-то нужно было ещё несколько лет назад. Ведь зеркальные камеры уступили пальму первенства беззеркальным не сегодня и даже не вчера. Давайте посмотрим на очередной график.

cHUuzBZt08MHDCeZTUjBS7k5sVds31PYZF86u2pb.png

На нём хорошо видно, что продажи зеркалок (помеченные на графике жёлтой линией) начали уступать позиции беззеркальным камерам уже в 2016 году. Продажи зеркалок падают, рынок фотокамер падает, а продажи беззеркалок растут. В конечном итоге, основную часть рынка займут они. И это недавно подтвердил Кэнон, своим громким анонсом R5 и R6. Сейчас факт заката эпохи DSLR уже никто не отрицает.

Кто станет следующей жертвой экономического кризиса и смены технологических эпох в фотографии? Многие сейчас задаются этим вопросом. Возможно, будут и новые «потери». Гадать на кофейной гуще - дело неблагодарное. Ирония происходящего заключается в том, что реально пострадают от ухода с рынка очередных производителей только пользователи. Любители фототехники потеряют деньги, а самим компаниям, по большому счёту, мало что грозит. В наше время на рынке практически не осталось производителей фототехники, не имеющих других направлений бизнеса. Прощание с отделением фототехники для корпорации OLYMPUS это вовсе не конец, это ликвидация убыточных активов. Да, да друзья! Вы постите грустные фоточки в соцсетях и печалитесь о ушедшей эпохе, а акционеры Олимпуса радостно потирают руки, они избавились от убытков! Компании продолжают жить, просто потому, что цель любой корпорации – получение прибыли. Будет выгодно заниматься производством фототехники, они будут её производить, не смогут получать прибыль в этом сегменте рынка, продадут убыточные активы и сосредоточатся там, где могут заработать.

Как я и говорил, тяжелее всего приходится первопроходцам. Они несут все возможные риски, связанные с введением инноваций. А их удачными идеями потом воспользуются остальные. Например, знатный собиратель технологий Кэнон. Создала Минолта успешную систему автофокуса? Подождём пару лет, изучим её опыт, учтём ошибки и создадим свою автофокусную систему, решили когда-то в Кэнон. И вуаля! Создал технически совершенный байонет EF, который позволил компании занять господствующее положение на рынке и почивать на лаврах больше 30 лет. А что же первооткрыватель? А первооткрыватель так и не смог изжить технические ограничения своего байонета «A», унаследовавшего от предыдущей эпохи механические связи камеры и объектива. Эти «родимые пятна» до сих пор ограничивают применение оптики Минольты и Сони на беззеркалках. Это, иск от Honeywell и другие причины привели вначале к слиянию Минольты и Коники, а потом и к продаже фотоотделения объединённой компании Сони. Ничего не напоминает?

Вот и сейчас Кэнон тоже выждал несколько лет. Вначале откатал технологию беззеркалок на системе EOS M, потом убедился в потенциале и рыночных перспективах FE камер Сони, изучил их недостатки и преимущества и явил публике систему Canon RF. Как бы мы ни относились к Кэнону и его продукции, правильному рыночному подходу у этой компании стоит поучиться. И да, Кэнон учёл все недостатки беззеркальных камер своих конкурентов. Потенциал его байонета RF огромен, и он ещё создаст сложности для продукции Сони.

Это прибыльнее всего, собирать «сливки» с рынка новых технологий и учиться на чужих ошибках. Именно поэтому Кэнон сейчас - это крупнейший производитель фототехники. Впрочем, Никон тоже умеет так делать.

А как там обстоят дела у первопроходца беззеркального рынка, компании Олимпус? Она потерпела рыночный крах и продала своё фотоотделение. Нет, нет! Конечно это не похоже на судьбу Минольты, это вам просто показалось. Согласен, что судьба Олимпуса печальна, но он не первый и не последний производитель, который потерял всё. В эпоху глобальных перемен замешкаться с инновациями означает вылететь с рынка, но выбор неправильной стратегии изменений или медлительность будут иметь тот же результат. Пока у Олимпуса всё было хорошо с продажами они и не задумывались о развитии или изменении формата. А когда рынок рухнул, что-то менять было уже поздно, да и средств на это у компании уже не осталось.

Сони и Фуджи вышли на рынок позже Олимпуса и сделали ставку на другие форматы. Их продукция оказалась намного более привлекательной для потребителей. Сейчас в игру за лидерство среди производителей беззеркалок вступил Кэнон. В условиях сокращающегося рынка она обещает быть яростной и бескомпромиссной.

Так чего же ждать нам, любителям фотографии в ближайшее время? К чему готовиться и стоит ли, очертя голову, бежать в ближайший ломбард и закладывать там свою фототехнику? Как я уже и говорил, я не любитель делать прогнозы, но кое-что можно понять уже сейчас. Взгляните на прогноз состояния рынка фотокамер до 2023 года.

sYcYhZphRuQjzpkycSpiCvXwos55GM7CEOuzH6Ct.png

Это простая экстраполяция текущих трендов. Грубо говоря, если ничего глобального не случится, то ситуация будет такой, как изображена на этом графике. А видим мы на нём то, что количество проданных фотокамер будет продолжать снижаться, а вот выручка от их продажи будет расти. Это означает окончательный приговор дешёвой фототехнике. Мыльниц по 10 штук на 1000 рублей больше не будет. Как видно по серии компактных камер RX от Сони, «мыльницы» выживут только в премиум сегменте. Насколько они будут хороши и долог ли будет их век, мы узнаем в ближайшие 10 лет.

Системная беззеркальная камера останется уделом профессионалов и увлечённых любителей фотографии. Не верите? Давайте посмотрим на что снимают фотографы, выставляющие свои снимки на продажу.

Y9jgfGZMXksZy6DayWtImtJUx1jWBl30PFA6yxVW.png

Как видите, больше половины профессионалов ещё используют полнокадровые зеркалки, но треть рынка уже заняли полнокадровые беззеркальные камеры и эта доля показала за последние 3 года рост в 33 процента! Этот же график позволяет убедиться в том, что профессиональный рынок может просто не заметить исчезновение системы Micro 4:3, её доля исчезающе мала, всего 1 %! Так что картина более чем понятна. Кто бы ни выжил в грядущей борьбе за рынок, производить он будет в основном полнокадровые беззеркалки.

Ну, а рынок массовой, повседневной фотографии теперь принадлежит смартфонам. Уже в 2015 году доля снимков, снятых на Iphone, на фотохостинге Фликр составила 43%.

Y9kEzkHIebPbCvcHve5sRAVswBDONNuLufd7voUV.png

В 2017 году эта доля выросла уже до 50%.

DmaMKUkBDcmqwmaIt1Q61Rq4VPljqAfYnC7hoFgj.png

Сейчас ситуация с самыми популярными камерами на Фликре нисколько не изменилась. Можете убедиться в этом, взглянув на рейтинг этого года.

xmqDUpl8B5S89LERMwREwVGs1agr9U4wVd9cXQ1J.png

Может быть, многие фотолюбители и не хотят это признавать, но эра массовой фотографии, какой мы её знали, закончилась. Теперь камера есть практически у каждого жителя крупных городов на планете. Эта камера встроена в его смартфон и обладает одним огромным и пока не осознанным полностью преимуществом – она всегда под рукой у владельца. С одной стороны, это породило миллиарды снимков еды и ног, с другой, а что вы хотели от людей незнакомых даже с азами фотографирования? Они просто получили в свои руки инструмент, и теперь пытаются с его помощью реализовать свой взгляд на мир или просто развлекаются, без всякой цели.

В любом случае, фотографии стало заметно больше в жизни миллиардов людей по всему миру. И это вовсе не плохо, просто мы к этому ещё не привыкли. Кстати, именно из бесчисленных рядов этих владельцев смартфонов будут теперь появляться потребители специализированной фототехники. Те, кому возможностей смартфона стало мало, те, кто ощутил тягу творить с помощью фотокамеры.

Так что смелее смотрите в будущее, друзья! Ничего не закончилось и никто не умер! Фотография не просто жива, она сейчас испытывает невиданный доселе подъём. В ряды снимающих добавляются сотни миллионов людей по всему миру и это не может ни радовать. А вы снимайте на то, что вам нравится и меньше думайте о грядущей катастрофе. Её не будет, даже если вместо привычных нам имён на рынке вдруг зазвучат китайские.

А на прощание я покажу вам знаковый снимок из фотоателье Миши Бурлацкого. Это встреча фотографических эпох, проявку амбротипа (технологии полуторавековой давности) снимают на IPhone. Это говорит о том, что всё у фотографии только начинается и впереди нас ждёт ещё множество чудес и свершений.

Удачи вам и хороших кадров!

PsnD1BlBQwmzPuZynOLFpoKvo98YlWn9Xf0jKfX8.jpeg

 

  • lukey
    Не понял о чем статья. Люди массово как снимали бытовуху так и снимают, только нынче на смартфоны.
  • anton1978
    всё правильно написано

Комментарии отсутствуют